Обучение по профессии «машинист электропоезда метро» в Москве

МАШИНИСТ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА (ПОМОЩНИК МАШИНИСТА) МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Метрополитен является технически сложным видом транспорта, который занимает ведущее
место среди общественного транспорта Москвы. Ежедневно услугами Московского метрополитена
пользуются от 7 до 9 миллионов пассажиров. Для обеспечения бесперебойного и безопасного
функционирования метрополитена требуется неукоснительное соблюдение дисциплины,
технических условий и стандартов работы всеми его работниками вне зависимости от занимаемой
должности.

Должность «Машинист электропоезда» относится к числу престижных и востребованных профессий Московского
метрополитена. Ведь именно машинист – это тот человек, который непосредственно управляет электропоездом в
условиях интенсивного движения, строго соблюдает график движения поездов, обеспечивает безопасность перевозки пассажиров, постоянно контролирует показания приборов бдительности и безопасности движения. От добросовестного и четкого выполнения машинистом своих обязанностей зависит безопасность людей и выполнение плана перевозок пассажиров в многомиллионном городе.

Профессиональная деятельность машиниста требует внимательности, выдержки, знаний и навыков, позволяющих в необходимых случаях своевременно принять правильное решение по устранению неисправности, а также прийти на помощь пассажирам при соблюдении требования действующих нормативных документов.
В связи с этим все кандидаты на обучение по профессии «Машинист электропоезда» проходят строгий отбор.

2.1. Условия отбора кандидатов и обучения по профессии «Машинист электропоезда»

2.1.1. Условия отбора кандидатов
Отбор на курсы по обучению профессии включает в себя следующие этапы:
‒ Первый этап. Предварительный.
Цель этапа – определить уровень общих и технических знаний кандидата.
Комиссией из числа сотрудников электродепо проводится собеседование и небольшое
проверочное задание, выявляющие существующий у кандидатов уровень общих и технических
знаний.
‒ Второй этап. Профессиональный психологический отбор.
Цель этапа – определить уровень психологической готовности кандидата, к поездной
деятельности.
Штатным психологом электродепо проводится специальное тестирование кандидатов и
собеседование.
‒ Третий этап. Медицинская комиссия.
Цель этапа – определение соответствия состояния здоровья кандидата, желающего поступить
на курсы по обучению профессии «Машинист электропоезда», которая предъявляет повышенные
требования к психофизиологическим особенностями человека. К таковым, например, относятся:
зрение – «1» на каждый глаз, слух – без отклонений, отсутствие кардиологических и хронических
заболеваний.
Для прохождения медицинской комиссии необходимо предоставить справки, полученные по
месту жительства или регистрации кандидатов, из психоневрологического, наркологического и
кожно-венерологического диспансеров.
При выполнении вышеперечисленных требований и успешного прохождения отбора, кандидат зачисляется на обучение, с ним заключается Ученический договор.

2.1.2. Условия обучения кандидатов
Учебный центр метрополитена (далее – УПЦ) находится недалеко от станции метро «Варшавская» по адресу: 117556, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 93. Занятия в УПЦ проводятся с 9-00 до 16-15 (по рабочим дням).
Курс обучения составляет 6 месяцев 3 недели и состоит из следующих этапов:
1 этап (2 недели):
— учебно-ознакомительная практика в электродепо;
2 этап (1,5 месяца):
— теоретическое обучение по профессии помощник машиниста
электропоезда;
— практическое обучение в электродепо. На этот период заключается срочный трудовой
договор с зачислением в штат и выплатой заработной платы;
3 этап (5 месяцев):
— теоретическое обучение профессии машинист электропоезда;
— практическое обучение в электродепо;
4 этап (3 месяца):
— стажировка в электродепо. На период стажировки заключается срочный трудовой
договор.
По окончании каждого этапа обучения проводятся экзамены, по результатам которых не
справившиеся с программой обучения отчисляются.

В период обучения в УПЦ ежемесячно выплачивается стипендия.

При успешном прохождении всех этапов обучения, учащийся получает свидетельство на
право управления подвижным составом метрополитена и назначается на должность «Машиниста
электропоезда метрополитена».

Учащиеся УПЦ должны строго соблюдать Правила внутреннего распорядка Учебного центра
метрополитена.
Отчисление из УПЦ возможно по следующим причинам:
‒ нарушение Правил внутреннего распорядка;
‒ пропуск занятий без уважительной причины;
‒ неудовлетворительные знания учебного материала.
После окончания обучения, в соответствии с выбранной профессией, работник обязуется
отработать на метрополитене не менее 3 лет, о чем указывается в ученическом договоре.



2.2. Повышение квалификации машинистов электропоездов

С целью повышения уровня квалификации и технической грамотности машинистов электропоездов действует обязательная (периодическая) система обучения:
‒ техническая учеба. Проводится не реже одного
раза в месяц;
‒ периодическая учеба. Проводится не реже одного раза в три месяца. Состоит из практических занятий на электроподвижном составе (или тренажёрном комплексе, имитирующем работу на составе). Подготовка включает обязательное проведение «аварийно -тренировочных занятий» (определение характера неисправности и ее устранение);

‒ проведение периодических проверок знаний Правил технической эксплуатации
метрополитенов Российской Федерации и инструкций, устройства и обслуживания
подвижного состава в квалификационной комиссии при электродепо (один раз в два
года);

‒ подготовка и сдача экзаменов на повышение класса квалификации (в зависимости от
стажа работы).

В метрополитене установлены следующие типы квалификации:
o третий класс (доплата к тарифной ставке в размере 10%);
o второй класс (доплата к тарифной ставке в размере 20%);
o первый класс (доплата к тарифной ставке в размере 30%).

2.3. Условия труда и отдыха машинистов электропоезда и помощников машиниста электропоезда

Обслуживание пассажиропотока в Московском метрополитене осуществляется с 5-30 утра до
2 часов ночи. Машинисты и помощники машинистов, занятые перевозкой пассажиров, работают
по сменному (скользящему) графику с заступлением на работу в электродепо или на линейных
пунктах, расположенных на станциях метрополитена.
Режим работы осуществляется в зависимости от вида смен:
‒ утренние – время заступления с 6.15 ч.;
‒ дневные – время заступления с 9.00 ч.;
‒ вечерние – время заступления с 13.00 ч.;
‒ ночные – время заступления с 15.30 ч.
Продолжительность неразрывной смены – от 6 до 8,5 часов.
Ночные смены являются разрывными и делятся на две части. Первая часть разрывной смены
начинается в вечерние часы, которая может заканчиваться с окончанием движения пассажирских
поездов или несколько раньше. Заступление на вторую часть смены производится в период от 4.50
до 6.30 часов утра. Продолжительность разрывной смены («в ночь, с ночи») не превышает 12
часов.
В ночное время, в период разрыва смены, машинисты и помощники машинистов отдыхают в
комнатах отдыха гостиничного типа в электродепо или в специализированных квартирах,
расположенных рядом со станцией расстановки электроподвижного состава.
У локомотивных бригад, занятых перевозкой пассажиров, установлен 6-часовой рабочий день
при 6-дневной рабочей неделе. В течение месяца дни отдыха предоставляются в количестве не
менее числа календарных выходных и праздничных дней.
Организация работы локомотивных бригад производится по индивидуальным нарядам в
соответствии с разбивкой смен и графиком движения поездов. Наряды вывешиваются в местах
заступления на работу, как правило, не менее чем за 5-7 дней до начала работы. В исключительных
случаях, до 15 числа предыдущего месяца имеется возможность заказать на последующий месяц
две подстройки смен и выходной день.

К заступлению на смену машинист должен готовиться ответственно. Крайне важно хорошо отдохнуть, по-
возможности, избегать сильных физических и психологических нагрузок.
Накануне дня заступления на смену не допускается употребление алкогольных напитков. Заступать на смену
необходимо заблаговременно, учитывая необходимость пройти предрейсовый медицинский осмотр, инструктаж у машиниста-инструктора и/или дежурного по электродепо, ознакомиться с вновь поступившими документами.

Машинисту (помощнику машиниста) электропоезда в соответствии с действующими нормативными документами предоставляются следующие льготы:
‒ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью от 40 (до 2-х лет работы) до 46
дней (после 2-х лет работы);
‒ сокращенное рабочее время;
‒ возможность оформления досрочной трудовой пенсии в 55 лет при стаже поездной
работы от 12,5 лет;
‒ обеспечение форменной одеждой.
Кроме того, всем работникам Московского метрополитена:
‒ компенсируется проезд в пригородном железнодорожном транспорте в пределах
Московской области от места жительства (по регистрации) до места работы и обратно;
‒ предоставляется служебный проезд на Московском метрополитене;
‒ с целью повышения уровня образования предоставляется целевое направление в
профессиональные учебные заведения;
‒ предусмотрена ежегодная выплата к основному отпуску на транспортные расходы.
В зависимости от стажа работы на метрополитене работнику выплачивают:
‒ вознаграждение по итогам календарного года – «13-я зарплата» в размере от 0,5 до 1-
месячного заработка в зависимости от стажа работы;
‒ вознаграждение за выслугу лет после 1 года работы от 10% до 30% тарифной ставки в
зависимости от стажа работы;
‒ уходящим на пенсию работникам выплачивается единовременное поощрение в
размере от 0,5 до 6-месячного заработка в зависимости от стажа работы.
Заработная плата выплачивается стабильно, без задержек, а так же, в соответствии с
условиями Коллективного договора, индексируется в порядке, установленном трудовым
законодательством.
В метрополитене работает профсоюзный комитет, Совет по работе с молодежью, Совет
ветеранов.

2.4. Перечень документов для кандидатов на обучение

При трудоустройстве в метрополитен, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации,
лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
‒ паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
‒ трудовую книжку;
‒ страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
‒ документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на
военную службу;
‒ документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при
поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной
подготовки.